Модитен-депо в лечении хронического алкоголизма

Вызов нарколога на дом. Анонимно. Эффективно. Круглосуточно.


Фиксированная цена 8000 р на вывод из запоя!

+7 (965) 255-17-77

narkolog.specialist@gmail.com

Меню

Модитен-депо в лечении хронического алкоголизма

модитен-депо

Модитен-депо в лечении алкоголизма используется наряду с другими нейролептиками. Он обладает пролонгированным действием и представляет собой масляный раствор флуфеназин-деконоата. 

В 1 мл раствора содержится 25 мг нейролептика, который относится к пиперазиновым производным фенотиазина и обладает выраженным антипсихотическим действием. 

Согласно исследованиям, флуфеназин-деканоат, введенный внутримышечно, оказывает лечебное действие в течении 1 месяца. Это дает возможность провести сравнение больных, которые, находясь в условиях обычной социальной среды, подвергаются постоянному воздействию нейролептика, с теми больными, которые не получают нейролептической терапии, но в остальных отношениях вполне сопоставимы с первыми.

Словом, речь идет об осуществлении плацебо-контроля, причем не в искусственной обстановке наркологического стационара, а в реальных жизненных обстоятельствах, толкающих больного к употреблению алкоголя.

Плацебо контроль в исследованиях действия модитен-депо

Плацебо контроль в исследованиях действия модитен-депо представляется особенно важным, если иметь в виду тот факт, что исследования по лекарственному лечению хронического алкоголизма проводятся в большинстве случаев без контроля.

Нейролептики-пролонги, к которым относится модитен-депо, обеспечивая длительное и непрерывное поддержание необходимого уровня действующего начала в крови больного, позволяют, в сочетании с плацебо контролем, судить о фармакологическом эффекте уже не только по данным психопатологического анализа, но и по катамнестическим данным. 

Естественно, что последние должны относиться лишь к тому периоду времени, который соответствует продолжительности действия препарата.

Исследование действия нейролептика модитен-депо

Исследование действия нейролептика модитен-депо проводилось на 2 группах больных – основной, которая включала 75 больных (27 больных – генерализованная форма влечения, 48 больных – парциальная форма), 

и контрольной (группа плацебо), включавшей 300 больных. 

Все больные к моменту введения им изучаемых препаратов уже получили курс противоалкогольной терапии общепринятыми методами (дезинтоксикация, условно рефлекторная и сенсибилизирующая терапия) и готовились к выписке из больницы.

В контрольной группе, в отличие от основной группы, не уделялось специального внимания обнаружению и наблюдению психопатологической симптоматики влечения к алкоголю.

Основным критерием оценки результатов лечения — было количество рецидивов заболевания на протяжении месяца (срок действия разовой дозы препарата «модитен-депо»), последовавшего за выпиской.

Ход исследования

В ходе исследования больным основной группы вводился внутримышечно 1 мл препарата «модитен-депо» (25 мг флуфеназин-деканоата), больным контрольной группы – плацебо. 

Для того, чтобы своевременно обнаружить и купировать возможные нежелательные эффекты модитен-депо, инъекции производились за 2-3 дня до выписки больного из стационара.

Введение препаратов (модитен-депо и плацебо) не сопровождалось никакими психотерапевтическими воздействиями. К концу месяца, истекшего со дня инъекции, больные приглашались на прием или навещались на дому для оценки их состояния.

Результаты исследования модитен-депо

результаты исследования модитен-депо

Были получены следующие результаты исследования модитен-депо в лечении хронического алкоголизма. 

В группе больных, получавших модитен-депо (75 чел.), у 12 чел. наступили рецидивы, т.е. возврат к злоупотреблению алкоголем, и 3 чел. на протяжении месяца временами употребляли алкоголь, но в сравнительно небольших дозах (что можно расценивать как рецидив, но не пьянства, а лишь влечения к алкоголю). 

Кроме того, среди 60 больных, которые в течение месяца воздерживались от алкоголя, еще 4 однократно «пробовали» спиртное в минимальном количестве, чтобы проверить реакцию на алкоголь; это свидетельствует о некотором оживлении болезненного влечения к алкоголю.

Остальные 56 больных придерживались абсолютной трезвости.

В группе больных, получивших плацебо, рецидивы («срыв, запой») наступили у 124 человек. Из оставшихся 176 больных, которых воздержались от алкоголя, только 96 чел. полностью отрицали тягу к нему; 25 человек испытывали влечение к алкоголю, но справлялись с ним самостоятельно, а 35 человек, из-за наличия выраженной тяги к алкоголю, были вынуждены раньше контрольного срока обратиться за врачебной помощью.

Таким образом, количество рецидивов в группах составляют, соответственно 20 + — 9.0% и 41.3 + -5.5%, а числа, отражающие отсутствие тяги к алкоголю, соответственно 76.4 + — 9.8% и 32.0 + — 5.2%.

В обоих случаях различие является статистически достоверным. Совсем иначе выглядят результаты, полученные по истечении трёх месяцев после инъекции препаратов.

Из 60 больных основной группы, которые в течение первого месяца после выписки из больницы воздерживались от алкоголя, продолжают воздерживаться лишь 49 человек; соответственно этому, число рецидивов заболевания в этой группе составили 26 человек, то есть 34.6+-10.7%. 

Из 176 больных группы плацебо, не употреблявших алкоголь в течение первого месяца, к концу 3 месяцев после выписки рецидив заболевания наступил у 7 чел., т.е. общее число рецидивов к этому времени стало равно 131, что составило 43.6+-5.6%. 

Как видно, различия между основной и контрольной группой сглаживаются и становятся недостоверными (верхний предел репрезентативности меньшего числа «переслаивается» с нижним пределом репрезентативности большего числа). Всё это показывает значение длительного присутствия нейролептического препарата в организме для отдаленных результатов лечения и определяет характер катамнестического способа оценки эффективности нейролептической терапии хронического алкоголизма.

Иными словами, катамнез в данном случае предусматривает продолжение систематического лечения при наличии клинических показаний. У большинства больных, получивших модетен-депо, не наблюдалось никакого побочного действия препарата в указанной выше дозе. Таких больных было 51. В это число входят все больные, у которых наступил рецидив алкоголизма (15 чел) или проявилось некоторое обострение влечения к алкоголю. 

Незначительные побочные эффекты имели место у 21 больного. Среди нихи- акатизия, скованность и неприятные ощущения в мышцах шеи и ног, сонливость. У 3 больных возникли выраженные экстрапирамидные расстройства (паркинсонизм, акатизия), которые явились причиной общения за медицинской помощью. Характер лечебного действия модитена-допо иллюстрирует следующее наблюдение.

Клинический случай использования модитен-депо для лечения хронического алкоголизма

Клинический случай использования модитен-депо для лечения хронического алкоголизма

Клинический случай использования модитен-депо для лечения хронического алкоголизма: 

пациент В. 50 лет, находился на лечении в наркологическом отделении в течение 2 месяцев. 

Из анамнеза: наследственность алкоголизмом и психическими заболеваниями не отягощена. Развивался правильно, соответственно возрасту. В школе учился неохотно, пропускал уроки. После окончания 7 классов пошел работать слесарем на завод. Женился в 30 лет, имеет дочь. По характеру сдержанный, малообщительный, избегает конфликтов, уступчивый, обидчивый, впечатлительный, добросовестный. За последние годы стал слезливым, вспыльчивым, быстро утомляется. 

В 39 лет перенес операцию резекцию желудка по поводу прободение язвы. в юности часто болел ангинами; в настоящее время иногда беспокоят боли в сердце, головная боль, головокружения. 

Познакомился с алкоголем в 18 лет, напился до состояния опьянения, была рвота. После выпивал эпизодически. С 32-34 лет стал пить чаще, так как от спиртного испытывал удовольствие, повышалось настроение, забывались трудности и заботы. Вскоре начал регулярно напиваться допьяна. В день предстоящей выпивки предвкушал наслаждение, чувствовал «праздничный подъем», хотя ему грозили неприятные объяснения с женой. После резекции желудка стал пить почти ежедневно, начал опохмеляться, в похмельном состоянии беспокоят головная боль, тошнота, подавленность, сильно тянет выпить. Прежде выпивал 1 литр водки в день, после операции -около 0.7 литра крепкого алкоголя, в дальнейшем эта доза не изменилась. Из-за пьянства был вынужден сменить несколько мест работы. пропивает зарплату и вещи, безразличен к материальным затруднениям в семье, не интересуется общими делами. 

Полгода назад перенёс кратковременный психоз с бессонницей, страхом, зрительными и слуховыми обманами, в связи с чем был госпитализирован в психиатрическую больницу. после нормализации состояния от дальнейшего противоалкогольного лечения отказался, заявив, что твердо решил больше не пить. Однако уже через неделю после выписки возобновил употребление алкоголя. Пил ежедневно, не выходил на работу, вымогал деньги на водку, уносил из дома и продавал за бесценок вещи жены и дочери. спустя 2 месяца у него пропал сон, появились сильное дрожание во всем теле, страх, стал слышать чьи-то шаги, стуки, звонки, голоса. В этом состоянии сам обратился к врачу и был госпитализирован. В первые дни астенизирован, подавлен, подавлен, плохо спит, жалуется на боли в сердце, высказывает желание лечиться, говорит о вреде, нанесенном его здоровью пьянством, о необходимости бросить пить. В то же время преуменьшает размеры своего злоупотребления алкоголем, считает себя порядочным и ценным человеком. При упоминании о нарушенных обещаниях, о неприглядном поведении в ответ говорит о «нервах», отрицает факты, возмущенно разводит руками. Не возражает против перевода в наркологическое отделение. 

В дальнейшем, когда общее состояние улучшилось, был спокоен, режим не нарушал, участвовал в труде. Тягу к алкоголю отрицал, при этом утверждает, что и прежде ее не было, что он выпивал «случайно», что «мог бы не пить». Говоря о спиртном, оживляется, посмеивается, облизывает губы. К назначенному ему лечению тетурамом отнесся внешне покорно, но, как впоследствии выяснилось, уклонялся от приёма таблеток. Ко времени выписки из больницы стал хуже спать, тяготился обстановкой, считал оставшиеся дни. Потребовал от жены, чтобы она купила «бутылку», решил выпить, как только придет домой. За 2 дня до выписки больному сделана инъекция 1 мл модитена-депо. В течение всего следующего месяца он воздерживался от употребления алкоголя. В назначенный день явился на приём. 

При беседе охотно и подробно отвечает на вопросы, полно и откровенно рассказывает о прошлом пьянстве. Сообщил, что в последние дни пребывания в больнице он испытывал тягу к алкоголю- ярко представлялись выпивки, было томительное ощущение пустоты в груды и напряжение в голове, при этом о печальных последствиях употребления алкоголя «старался не думать, просто знал, что выпью». Однако, по словам больного, вернувшись домой, он не почувствовал никакого желания выпить. настроение его улучшилось, стал спокойным и, хотя были соблазны, к спиртному не прибегал. За последнее время вновь ухудшился сон, и он подумал, что ему необходимо закрепить результат лечения.

Была сделана повторная инъекция 1 мл модитена-депо. Через месяц жена больного позвонила и сообщила, что он алкоголь не употребляет и хорошо себя чувствует, но продолжить лечение не хочет.

клинический лучай использования модитен-депо

Как видно, заболевание в данном случае первое время развивалось сравнительно медленно: для становления основных синдромов алкоголизма патологического влечения к алкоголю, абстинентного синдрома- потребовались многие годы злоупотребления алкоголем.

Усиление прогредиентности произошло в связи с перенесенной операцией на желудке. Характерной чертой заболевания является неуклонное нарастание патологического влечения к алкоголю, которое стало генерализованным, определяя собой некритичное отношение к болезни, нежелание серьёзно лечиться, безудержное пьянство. 

В стационаре влечение к алкоголю проявляется не только тайным противодействием лечению и вынашиванием планов выпивки, но и противоречивостью высказываний о пьянстве,

неспособностью убедиться в наличии у себя тяги к спиртному, ухудшением сна, пантомимическими реакциями. Согласие лечиться в наркологическом отделении и внешнее покорство при отсутствии сознания болезни можно расценить как вынужденные.

В процессе терапии флуфеназин-деканоатом генерализованное влечение к алкоголю утратило актуальность, отграничилось от личности, стало предметом описаний, воспоминаний и критики больного. При этом нормализовался сон и настроение,повысились уровень суждений о собственном состоянии, степень управляемости самим собой, степень соответствия слов и поступков.

В своей совокупности приведённые клинические данные говорят об эффективности флуфеназин-деканоата как в аспекте психопатологии болезненного влечения к алкоголю, так и в катамнестическом аспекте. Они свидетельствуют также о перспективности практического использования нейролептиков пролонгированного действия для лечения больных хроническим алкоголизмом.

В то же время с нейролептиками пролонгами связаны и некоторые неудобства. в первую очередь это, возможность возникновения неврологических осложнений, которая нередко реализуется, но почти столь же нередко заставляет выбирать слишком малую дозу препарата. По-видимому, не случайно то обстоятельство, что у всех больных с недостаточным лечебным эффектом модитена-депо полностью отсутствовали так же и какие-либо побочные эффекты препарата. 

Следовательно, лечение, чрезмерно осторожное в отношении одних больных, может оказаться едва ли не брутальным в отношении других. Отсюда вытекают значительные технические трудности в осуществлении принципа максимальной индивидуализации лечения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Позвоните по телефону +7 968 463 34 91 сейчас и получите бесплатную консультацию нарколога по телефону.

×